Асфальтобетонные смеси дорожные гост — требования к покрытиям и многое другое

Процесс укладки автодорожного полотна

Приветствуем тебя, уважаемый читатель! Сегодня тема нашего повествования — асфальтобетонные смеси дорожные ГОСТ. Мы постараемся наиболее подробно разобрать основной документ, нормирующий производство и технические характеристики данных смесей.

Основная информация

Итак, действующим документом на сегодня является стандарт 9128-2009, который пришел на смену ГОСТ 9128-97 «Смеси асфальтобетонные дорожные». Документ распространяется на все асфальтобетонные смеси, которые применяются для обустройства покрытий и оснований автомобильных дорог, городских улиц, площадей, аэродромов, а также дорог, которые эксплуатируются на промышленных предприятиях.

Асфальтобетонные смеси дорожные аэродромные и асфальтобетон

Классификация асфальтобетонных смесей

Асфальтобетонные дорожные смеси

Сразу стоит отметить, что термины асфальтобетонная смесь и асфальтобетон имеют отличающееся значение.

  1. Первый — это смесь из материалов минерального происхождения (в частности, гравий, щебень, песок, который может содержать минеральный порошок) и битума. Все компоненты берутся в определенном соотношении и смешиваются при нагревании.
  2. Второй — это та же асфальтобетонная смесь, но уже уплотненная.

В зависимости от того, какие минералы использованы, асфальтобетонные смеси принято делить на: щебеночные смеси, гравийные и песчаные.

Также делятся они и в зависимости от вязкости битума и рабочей температуры укладки смеси:

Смеси асфальтобетонные дорожные горячие: укладка

  • Первый тип готовится на жидких дорожных нефтяных битумах, которые укладываются при температуре от 120 градусов по Цельсию.

Холодная асфальтобетонная смесь

  • Второй тип называется холодным, так как применяемые жидкие нефтяные битумы могут укладываться при температуре от +5 по Цельсию.

Следующая классификация ориентируется на размер зерен минерального наполнителя.

  • В крупнозернистом асфальтобетоне допускается использовать наполнитель фракцией до 40 мм,
  • В мелкозернистом размер минеральных включений достигает 20 мм,
  • Самые мелкие асфальтобетонные смеси называются песчаными, в которых фракция используемого наполнителя до 10 мм.

Делят асфальтобетоны также и по остаточной пористости:

  • С высокой плотностью — остаточная пористость 1-2,5%,
  • Плотные — 2,5-5%,
  • Пористые — 5-10%,
  • С высокой пористостью — выше 10%.

Вода не задерживается на асфальтобетоне с высокой пористостью

Интересно знать! Высокопористые асфальтобетоны могут пропускать сквозь свою толщу воду, что очень удобно для организации дренажных систем. Однако такое покрытие имеет невысокую прочность, из-за чего неприменимо для обустройства автомобильных дорог. Используют их в основном для тротуаров или, в крайнем случае, для автомобильных парковок.

Количество щебеночно-гравийного наполнителя тоже влияет на тип щебеночных и гравийных смесей, а также плотных горячих асфальтобетонов.

  • Тип А — содержание щебня выше 50, но меньше 60%,
  • Тип Б — щебня или гравия от 40 до 50%,
  • Тип В — от 30 до 40%.

Высокоплотные смеси должны содержать щебня от 50 до 70%.

Холодные асфальтобетонные смеси тоже делятся в зависимости от содержания в них щебня — выделяют типы Вх и Бх. Вид песка тоже влияет — Г и Гх сделаны на песках, полученных из отсевов дробления, и Д и Дх — смеси, использующие природные пески, или его смеси с отсевами дробления.

Все смеси и асфальтобетоны разделяются на марки, которые напрямую зависят от применяемых материалов и итоговых физико-механических свойств. Все марки представлены в следующей таблице.

Соотношение видов и типов асфальтобетонных смесей с марками

К примеру, смеси асфальтобетонные дорожные горячие крупнозернистые тип I являются пористыми или высокопористыми.

Технические нормативы

Даже несведущему человеку сразу понятно, что все смеси должны соответствовать требованиям, которые предъявляет ГОСТ, и изготавливаться согласно установленному регламенту, который утверждается предприятием- изготовителем.

Основные характеристики

Асфальтобетон дорожный — состав минеральной части смеси

  • Минеральный состав любой смеси, предназначенной для оснований и нижних слоев дорожных покрытий, должен соответствовать значения, которые указаны в таблице выше.

Состав минеральной части для верхних слоев

  • Для верхних слоев предъявляются другие требования, поэтому состав минеральной части устанавливается другой таблицей.
  • Документ также устанавливает физико-механические и максимальное водонасыщение свойства асфальтобетонов разной плотности из различных марок горячих смесей, эксплуатируемых в разных дорожных и климатических зонах. Для более подробной информации можете обратиться к тексту документа, таблицы 4, 5 и 6.
  • Физико-механические свойства холодных асфальтобетонных смесей представляются в отдельной таблице.

Данные для холодных асфальтобетонов

Отдельно отметим, что слеживаемость для холодных смесей должна быть не менее десяти (число ударов).

Температуры смесей

  • В следующей таблице указывается, какой должна быть температура холодных и горячих смесей при отгрузке на склады и потребителям. Данные показатели зависят, прежде всего, от применяемых битумов.
  • Асфальтобетонная смесь, ко всему прочему, должна пройти испытание на сцепляемость верхней поверхности минерального наполнителя с битумом.
  • Получаемые смеси должны быть однородными, а абсолютное отклонения содержания битума от нормативного не должно быть больше 0,5% во всей массе.

Для оценки однородности горячих смесей применяется коэффициент вариации для предела прочности, определяемого во время сжатия при температуре +50 градусов по Цельсию. Для холодных же смесей используется коэффициент вариации водонасыщения. Данные по указанным коэффициентам вариации содержатся в следующей небольшой таблице.

Коэффициенты вариации предела прочности и водонасыщения

Требования к сырью

Материалы для производства асфальтобетонных смесей

Требования для щебня, сделанного из горных пород высокой плотности устанавливает ГОСТ 8267. Для щебня из шлаков применяется другой нормативный документ — ГОСТ 3344. Однако стандарт не запрещает использовать в производстве щебень и гравий, которые были выпущены по зарубежным нормам, но при условии, что они будут соответствовать требованиям рассматриваемого нами документа.

Среднее содержание зерен игловатой и лещадной (плоской) формы в составе смеси щебня и гравия не должно превышать:

  • Для высокоплотных и смесей типа А — не более 15%,
  • Для высокопористых, также смесей типа Б и Бх — не более 25%,
  • Для пористых смесей и типов В и Вх — не более 35%ю

Данные по прочности и морозостойкости гравия и щебня

ГОСТ 8736 определяет качество используемого природно песка, а также песка из отсевов дробления, получаемого из горных пород. Для определения количества частиц глины и прочности песка применяется метод набухания. Все данные по этим параметрам в документе также представлены в виде следующей таблицы.

Марки прочности песка

Требования к битумам

На фото — битум дорожный

Для производства асфальтобетонных смесей применяют следующие типы битумов:

  • Вязкие дорожные битумы, нефтяные — требования к ним предъявляет ГОСТ 22245,
  • Жидкие нефтяные битумы — ГОСТ 11955,
  • Битумы модифицированные,
  • Битумные вяжущие на основе полимеров,
  • Прочие битумы, у которых улучшены некоторые технические свойства.

Содержания битума в смесях

Для приготовления холодных смесей марки I применяются жидкие битумы класса СГ, а также модифицированные битумы. Помимо этого допускается применение битумов классов МГО и МГ, но при условии, что используются активированные минеральные порошки или поверхность минеральных наполнителей предварительно обрабатывается смесью их ПАВ (поверхностно-активные вещества) и битума.

Для изготовления холодных асфальтобетонных смесей марки II применяются битумы класса МГО, МГ и СГО.

Приемка асфальтобетонных смесей

Смеси асфальтобетонные дорожные ГОСТ 9128 принимаются партиями. В качестве партии берется выпущенная за одну смену и на одном оборудовании смесь, в количестве не более 1000 тонн. Это же касается и холодных смесей, однако максимальное количество ограничено цифрой в 300 тонн.

Интересно знать! Помещенная после приемки асфальтобетонная смесь на склад может перемешиваться с другой остывшей смесью, при условии совпадения их составов.

Грузовой автомобиль

  • Количество отгружаемой смеси определяют массой, взвешивая вагоны или автомобили на специальных автомобильных или железнодорожных весах. Если погрузка осуществляется на плавучее средство, то вес определяется по осадке судна.
  • Чтобы определить качество асфальтобетонной смеси проводят набор испытаний, приемных и периодических.
  • Для проведения приемо-сдаточных мероприятий отбираю из партии пробу, по которой определяют температуру смеси во время отгрузки из бункера или смесителя, состав, водонасыщение, водостойкость, предел прочности при сжатии и слеживаемость.

Интересно знать! Для холодных смесей данные испытания производятся до прогревания.

Периодический контроль за асфальтобетоном производится не реже одного раза в месяц, либо при каждом изменении используемых при изготовлении материалов.

Во время таких испытаний проверяется следующее:

Проба для испытаний асфальтобетона

  • Определяется пористость минерального наполнителя и остаточная пористость смеси,
  • Водостойкость при условии длительного водонасыщения,
  • Предел прочности на сжатие при температуре 20 градусов по Цельсию для холодных и 0 градусов для горячих смесей,
  • Качество сцепления битума с минеральной частью,
  • Трещиностойкость и сдвигоустойчивость,
  • Однородность.

Отдельно проводится анализ на радиоактивность естественных нуклидов. Все полученные данные указываются в сопроводительных документах. Документ о качестве смеси выдается после проверок на каждую партию.

В нем указывают не только результаты и обозначения рассматриваемого нами стандарта, но и следующую информацию:

Зафиксированные результаты испытаний

  • Название организации, изготовившей смесь,
  • Дата и номер выдачи документа,
  • Название и адрес потребителя,
  • Марка смеси, ее тип и вид,
  • Все смеси,
  • Срок, допускающий хранение готовой холодной смеси,
  • И так далее по испытаниям.

Дополнительно партия должна сопровождаться транспортными документами, в которых дополнительно прописываются, время и дата изготовления, а также ее температура. Потребитель вправе организовать собственную проверку качества отгруженной ему асфальтобетонной смеси, соблюдая всю законную процедуру отбора проб и проведения испытаний.

Укладка асфальтобетонной смеси

Теперь давайте рассмотрим, как выполняется укладка дорожного покрытия из асфальтобетона, согласно технологической карте, действующей на территории РФ.

Подготовка основания

Асфальт можно укладывать и своими руками, зная технологию, однако без нужной техники в лучшем случае укатать получится лишь узенькую дорожку

Вот пошаговая инструкция, которой должны придерживаться рабочие при укладке асфальтобетонного покрытия. Начинается все с основания, которое должно соответствовать требованиям и нормам СНиП III-40-78.

Итак.

  • Основание предварительно очищается от пыли и грязи при помощи щетки в несколько проходов. Если удалить лишнюю грязь таким способом не представляется возможным, то дополнительно привлекается поливочная машина для промывки, после чего оно хорошо подсушивается.
  • В осенние и осенние периоды очень часть идут дожди, поэтому большое внимание уделяется удалению воды и просушке основания.
  • Если на поверхности основания имеется ледяная корка, то ее удаляют при помощи поваренной соли, после чего выполняется очистка и просушка основания. Сушится поверхность горячим песком либо специальными нагревателями.

Грунтование основания жидким битумом

  • Где-то за 2 часа перед укладкой смеси выполняется грунтование основания жидким битумом. Для этого подходят классы МГ или СГ или битумная эмульсия, наносимые автогрундонатором.

Автогудронатор ЗИЛ 4314

  • В случаях, когда требуется укладка покрытия по новому основанию на поверхность из материалов, которые обработаны битумом, а также укладка верхнего слоя на недавно уложенный, из перечисленных мер ограничиваются лишь очисткой основания от пыли.



В завершение подготовки на основание наносятся линии, обозначающие границы будущего покрытия.

Укладка асфальтобетона

Начинается все с того, что рабочие прогревают свой инструмент на специальной жаровне, а также устанавливают по периметру территории ограждения и шлагбаумы.

  • По краю дороги натягивается металлическая струна (копировальная), чтобы укладчик мог работать в автоматическом режиме. Степень натяжения струны определяется при помощи динамометра, а ее расположение по высоте — нивелиром.
  • Далее машинист выводит укладчик на стартовое положение, ровняя его по натянутой ранее струне (агрегат оборудован копир-датчиком).
  • Выглаживающая плита укладчика приводится в рабочее положение и включается ее прогрев. Для этого под нее подкладывается рейка или доска, толщина которой должна быть на 15-25% больше, чем проектная толщина укладываемого слоя.
  • Регулировка положения плиты производится специальными винтами до тех пор, пока между ней и доской не останется просвета, после чего доска убирается и производится осмотр рабочих органов агрегата.

Асфальтоукладчик компании CAT

  • Из бункера асфальтоукладчика удаляются застывшие куски асфальтобетона, после чего шиберные заслонки, расположенные на задней стенке, выставляются в соответствии с толщиной укладываемого слоя.
  • К бункеру асфальтоукладчика задним ходом подают самосвал, который засыпает с него асфальтобетонную смесь. Автомобиль останавливается при касании упорных роликов. Перемещение автомобиля осуществляется одновременно с асфальтоукладчиком.
  • После выгрузки смеси рабочий вычищает кузов самосвала при помощи лопаты с длинной ручкой, после чего снимается фиксирующая цепь и водителю подается сигнал, чтобы он мог отъехать в сторону.
  • Из бункера смесь при помощи специальных скребков (питателей) подается в срединную часть асфальтоукладчика, откуда она равномерно распределяется по всем рабочим органам агрегата, при помощи специального шнека.
  • Асфальтоукладчик оснащен трамбовочным брусом, который при движении подрезает лишнюю часть смеси, из-за чего остающийся слой получается частично утрамбованным. А так часть смеси, которая была срезана, перемещается за счет отражательного щита, обеспечивается необходимый запас смеси для укладываемого слоя.
  • Далее поверхность смеси выравнивается плитой.

Асфальтоукладчик за работой

  • Скорость передвижения агрегата машинист определяется в зависимости от типа смеси и погодных условий, однако наилучшее качество слоя достигается при медленном темпе провоза. Если скорость будет слишком высокой, то с высокой долей вероятности могут появиться разрывы, пустоты и трещины в покрытии.
  • Когда асфальтоукладчик заканчивает свой проезд, рабочие проверяют толщину слоя, его ровность, а также поперечный уклон. При обнаружении дефектов их оперативно устраняют, подсыпая пустоты и убирая излишки — подготавливают поверхность к проходу катков.

Укатывание свежеуложенной поверхности

  • Ровность покрытия проверяется ровной дюралюминиевой рейкой, 3-х метровой длины. Операция выполняется после прохода асфальтоукладчика и нескольких проходов катков.
  • Внутренняя кромка полотна подравнивается по прямой линии лопатой. Когда потребуется продолжить полотно, ее промажут битумом и подогреют.
  • Затем по слою пропускают пневмокаток в 1-2 прохода, после чего за работу берутся тяжелые катки, которые выполняют 4-5 прохода.
  • Затем рабочие срезают излишки, и швы заглаживаются горячим утюгом.

Укладка геосетки в асфальтобетонное дорожное покрытие

В некоторых случаях, например, при усилении дорожной одежды, из-за несоответствия ее прочности, или создании более совершенного покрытия, дорожное полотно дополнительно армируется специальными материалами, о чем вы можете во всех подробностях прочитать в ОДМ 218.5.001-2009. Стоимость такого покрытия, безусловно, будет более высокой, однако и служить оно будет намного дольше.

На этом, пожалуй, закончим. Руководство по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий, конечно же, рассмотрено нами вкратце, но и так становится понятной суть всех мероприятий. Для более подробного ознакомления с темой советуем просмотреть видео в этой статье.